Многие из мам, вероятно, сталкивались с ситуацией, когда их похвалы не оказывают на детей нужного действия и не стимулирую ребенка на развитие в том или ином направлении. Ребенок как будто отрицает похвалу в свой адрес. Зачастую ситуация эта связана с тем, что родители хвалят ребенка неправильно — оценивают и хвалят самого ребенка, а не его поступки, усилия и достижения.
Что бы ваша похвала достигла своей цели вы можете использовать один или комбинацию из нескольких приемов:
1. Оценивая результат, описывайте свои чувства, возникшие в связи с поступком ребенка.
«Я рада, что ты смог дойти до меня», «Спасибо, за то, что помог мне. Мне очень приятно»,
«Мне нравится твой рисунок, облака получились как настоящие», «Я была приятно удивлена, увидев, что ты помыл посуду, спасибо за помощь, мне очень приятно».
Озвучивая свои наблюдения и чувства вы придаете ценность усилиям, которые приложил ребенок для достижения результатов, придаете уверенность в ценности полученного результата и мотивируете на дальнейшие старания.
2. Обращайте внимание и уделяйте внимание даже самым незначительным, на ваш взгляд, достижениям.
Ищите достижения во всем. Переводите отрицательные моменты в положительные.
Не достаточно просто сказать ребенку «У тебя получился красивый рисунок». Рассмотрите его, обратите внимания на детали, попросите ребенка разъяснить непонятные вам моменты — ребенку будет приятно ваше внимание. Не оценивайте рисунок как хороший или плохой, просто проявите интерес к тому, что ребенок сделал, тем самым вы вызовете в нем желание рисовать еще — ведь маме с папой интересно не КАК он рисует, а ЧТО он рисует.
Обращайте внимание на поступки ребенка: «Ты убрал все игрушки по местам, смотри какой порядок теперь в комнате и легко найти любую игрушку.»
3. Отмечайте прогресс в действиях ребенка
«Отлично, ты уже одел трусы и колготки, осталось одеть кофту, причесаться и мы почти готовы выходить!»
Избегая упреков и отмечая, что вы видите сколько стараний ребенок уже приложил, вы стимулируете его продолжать действовать и двигаться к достижению результата.
4. Помогайте ребенку увидеть положительные стороны в любом происшествии.
Некоторых детей можно назвать сверхчувствительными, они очень часто расстраиваются если сделали что-то не то, очень боятся своих промахов и остро реагируют на любые происшествия.
Помогите ребенку понять, что любое происшествие это всего лишь опыт, который дает новые знания или позволяет сделать какие то выводы.
«Если отвлекаться во время еды, то можно испачкаться и придется идти переодеваться»,«Если бежать и не смотреть под ноги, то можно споткнуться, нужно бегать аккуратнее, не теряя бдительность», «Если забывать поливать цветок, то он завянет», «Если долго собираться, то времени на саму прогулку остается меньше».
Итак, вот они коротко четыре основных правила похвалы, которые вы можете использовать при общении с ребенком:
1. Оценивайте не сам результат, а те чувства, которые он в вас вызвал.
2. Обращайте внимание даже на самые незначительные достижения и детали.
3. Отмечайте прогресс в действиях ребенка.
4. Не ругайте, а помогите сделать правильные выводы из ситуации.
Использования общих форм похвалы таких, как «ты умный», «ты красивый», «ты талантливый» и им подобных стоит избегать, поскольку они фокусируют внимание ребенка на его достоинствах и недостатках, способствуют прекращению попыток сделать что-либо. Ведь зачем стараться сделать что-то, если ты итак уже красивый, умный, талантливый. А вдруг в следующий раз не получится соответствовать?
Правильно же подобранные слова придадут вашему ребенку уверенности в своих силах, покажут ему, что вы замечаете результат его стараний и стимулируют желание продолжать развиваться.
А какие способы похвалы применяете Вы?
Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям.
Спасибо большое, статья отличная, в жизни очень пригодится :). И ведь действительно, что мы обычно говорим, молодец, умничка и не акцентируем внимание, за что именно хвалим